«Белорусский вокзал» и могила военных лётчиков рядом с Митино.
В начале известного советского фильма 1970 года «Белорусский вокзал», герой Анатолия Папанова сидит на Введенском кладбище в Москве, скорбя об умершем однополчанине, а рядом в кадре монумент с фотографиями 9 военных лётчиков, которые, как оказалось (!!!), напрямую имеют отношение к нам.
Трагедия произошла 56 лет назад на нашей киржачской земле. В июне 1967 года на аэродроме в г.Киржач проводились испытания парашютных систем для десантирования боевой машины десанта, так называемой кабины совместного десантирования — 30 июня экипаж самолета АН-12 в составе командира корабля Степана Петухова, летчика-испытателя Дмитрия Иванова, штурмана-испытателя Анатолия Селенова, бортрадиста Олега Романова, инженера-механика Анатолия Краснова, инженера-испытателя Владимира Рачкова, инженера по электронному спецоборудованию Виталия Галайда, бортинженера Юрия Бочарова и техника-испытателя Виктора Козлова поднялся в воздух для сброса с самолета. Близ д.Митино произошла трагедия. Потерпел крушение самолет АН-12 недалеко от деревни Митино (около 1 км), «экипаж которого проводил испытания парашютных систем для Вооруженных Сил Союза СССР. Многие члены этого экипажа принимали участие и в испытаниях систем жизнеобеспечения и десантирования космонавтов. Когда настало время сброса, БМД, выходящую из грузового отсека, развернуло, и она встала. Через мгновение сработала парашютная система, и 4 купола, каждый площадью 1400 квадратных метров, раскрывшись позади самолета, попросту остановили его в воздухе. Самолет шел со скоростью 400 км в час, а парашюты все-таки вытащили груз наружу, буквально разорвав фюзеляж самолета и оторвав ему хвост. Члены экипажа погибли мгновенно. Самолет, полностью заправленный, упал на поле и взорвался…» Экипаж самолета, погиб 30 июня 1967 г., похоронен на Введенском кладбище г. Москва. На месте гибели самолета возведен обелиск, на котором высечены имена погибших членов экипажа. Среди них имя Виталия Галайды. В военном училище Валерий вместе с братом Виталием обучались на авиамехаников с мая 1945 года. Валерий и Виталий Галайды воспитанники ДОСААФ. Вместе с братом Виталием прошли они по жизни 40 лет. 3 мая 1945 года были призваны в армию, в авиацию (последний военный призыв). С 1950 года на летной работе Виталий был назначен на транспортные самолеты, борт техником-испытателем, а Валерий – парашютистом-испытателем во вновь сформированный отдел по средствам спасения экипажей летательных аппаратов. Будучи ведущим инженером парашютистом-испытателем 1-го класса, Валерий Герасимович Галайда проработал в НИИ парашютостроения 38 лет, из них пробыл гвардейцем на передовой в течение 26 календарных лет на ответственной и опасной профессии испытателя парашютной техники. Валерий Герасимович выполнил 4000 прыжков с парашютом: из них — свыше 3500 испытательных, в том числе 11 способов катапультирования. Два прыжка — в кабине группового десантирования на 30 человек (КГД). Четыре прыжка – в кабине (КСД) совместного десантирования с боевой техникой (танком БМВ, пушкой Д-30 и др. техникой). Три прыжка — с высоты 11000 м (уникального комплекса специального назначения для частей специальной разведки ВМФ) с плаванием после приводнения со специальным снаряжением под водой. Участвовал в испытаниях различных систем жизнеобеспечения и спасения космонавтов, эффективность, и надежность которых подтверждены на всех этапах освоения космического пространства. Провел испытания более 200 опытных парашютов и парашютных систем различного назначения. Высокое качество проведенных уникальных в мировой практике экспериментов обеспечили спасение жизней сотен тысяч людей. Валерий Герасимович внес большой вклад в процесс подготовки советских космонавтов, впервые в мире открывших дорогу в космос. В 60-х годах участвовал в подготовке первой группы космонавтов из 17 человек, в том числе Юрия Гагарина, Георгия Нелюбова, Германа Титова. В 1960-1962 годах, будучи парашютистом-испытателем НИИ ПДС, Валерий Герасимович Галайда вложил много труда и усилий в дело испытаний парашютных систем первых космических кораблей «Восток», проводил испытания штатной системы приземления космонавтов на сушу и на воду. Валерий Герасимович принимал непосредственное участие в разработке и испытании индивидуальной спасательной парашютной системы космонавта и является ее соавтором (авторское свидетельство №36269, зарегистрировано в Государственном реестре изобретений Союза ССР 11 февраля 1967 года). Многие годы своей трудовой жизни Валерий Герасимович посвятил созданию парашютно-водолазного комплекса, не имеющего аналога в мире, который уже десятки лет используется СПЕЦНАЗОМ ВМФ. Кроме испытательной работы в 1959 году Валерий Герасимович Галайда защищал честь родины на чемпионате мира по парашютному спорту. А в 1965 году, в составе команды парашютистов, совершил рекордный прыжок из стратосферы. Эти мировые рекорды, выполненные нашими парашютистами в дневных и ночных высотных прыжках (высоты 13-14 тыс.метров), не побиты до сих пор.
На фото Юрий Гагарин и Валерий Галайда